У меня сложилось твердое убеждение, что с обновлением 1.8 разработчики сломали весь баланс, который пытались править полтора года.
Проблема маленьких армий, конечно, была, но не настолько остро, чтобы так кардинально менять игру. Теперь армии собираются по тысяче, полторы. Их уже не измотаешь до полуголодного предобморочного состояния - любой отряд носит с собой сотни единиц еды. Соваться на вражескую территорию вообще чревато - на тебя сразу разворачиваются все, включая армии. И преследуют на приличной скорости даже без прямой видимости. У тебя навык разведки 300+, ты теряешь его из вида, возвращаешься - а он тебя еще преследует.
Поведение армий тоже какое-то бестолковое. Могут пол войны патрулировать у поселения в тылу. Могут ордой в полторы тысячи разорять нищее селение. А могут парой армий по 1-1,5 тысячи осадить один город. Присоединяться к обороне вообще чревато - ты не можешь знать, кто еще придет, оценивать силы нельзя. Подождать рядом, вдруг армия сильно ослабнет и потом добить остатки тоже не вариант, не ослабнут, 2 тысячи берут любой укрепленный город без проблем. А если не могут - ждут подкреплений.
Играл без модов на старой версии - без проблем. Загрузился уже в новой - кошмар. Вландия, Асераи и Кузаиты неостановимы. На баттанцев жалко смотреть. Они даже разорять селения не могут - армия теперь догоняет даже мелкие отряды. Время дезорганизованности увеличили настолько, что атаковать кого-то в пределах видимости его союзников чревато. Все отряды бегают теперь как на гонках F1, фиг догонишь, хрен убежишь. Партизанить не получается. Если пытался осаждать и подоспела вражеская армия - все, уже не убежишь.
Дипломатию до сих пор не завезли. Войну тут объявляют, тут же заключают мир, как будто просто сбор дани обновляют. Никаких оснований ни для ее начала, ни для ее окончания - просто так решили. Мятежные города бунты поднимают, но тупо ждут, когда их захватят, шансов отбиться у них нет. У стран, которых уже наполовину захватили, шансов на восстановление практически нет, они ничего не могут.
Экономика тоже поломанная. Несколько мастерских не могут обеспечить один отряд игрока, про дополнительные и мечтать не приходится. Дохода с деревень и городов не хватает даже на защитный гарнизон. Притом, что перед 2-3 армиями он и вовсе бесполезный. Кое-как выживаешь партизанскими налетами на отряды лордов и продаже добычи. Причем если раньше пленников распускал, чтоб не возиться, теперь и их приходится на рынок вести, деньги не пахнут. Я ни в Варбанде, ни в Баннерлорде, никогда не грабил деревни, ибо недостойно с крестьянами воевать, но разработчики явно другого мнения.
С модами и читами можно закрыть глаза на ряд моментов, но ситуация улучшается несильно. Раньше я собирал женских персонажей, за 20 лет собиралась сотня именных амазонок, с которыми можно было гулять, объявляя войну всем большим государствам, ослабляя их, помогая небольшим. Все ждал, когда добавят возможность принимать участие в защите поселений при общем враге, но без наемничества. Не ввели. Зато отменили возможность в принципе обороняться. Сейчас так лихо уже не погуляешь по своим правилам. Даже при успешных партизанских действиях все потуги просто коту под хвост - пока поймаешь пару отрядов противника, его армии захватят пол соседнего государства.
Еще разочаровывает, что разработчики до сих пор не придумали, что делать с ненужными странниками. Все ждал, что они как-то будут наниматься в отряды лордов, как к игроку, но нет. Новые сцены городов и замков классные, но разочаровывает отсутствие их реализации. То есть, чтобы осажденные постепенно отступали на новые позиции, с уличными боями, там в городах куча мест, где можно организовывать оборону, отходы и так далее. Но нет, все толпятся на стенах, потом убегают в замок. А смысл тогда загружать такие огромные локации?
В общем, игра хоть и остается перспективной, но, чувствую, игрокам придется допиливать ее самим. Жду 25 октября, финальную версию и инструменты разработчиков в открытом доступе.
Все, поныл, пойду страдать дальше. В бой, гусария, лети!